+7 (909)906-16-20
Московская область, город Железнодорожный Саввино, ул. Детская
Без выходных, с 9:00 до 21:00
Новости и акции

В огороде поспели сливы и яблоки, черноплодная рябина... Разноцветная красивая осень, пусть и холодная, пусть и дождливая! Мы красим небо в яркие цвета радуги, встречаем коробейников и варим кашу из топора. Присоединяйтесь на наши тематические занятия!

Приглашаем вас в парки Москвы послушать военные оркестры и потанцевать. Деткам будет очень интересно!

Предлагаем дизайнерские платья, сарафаны и жакеты для мамочек. Размеры от 44 до 52. Доставка по России почтой, по Москве и Московской области возможна доставка курьером.

14.08.2016

№011 Классическая музыка детям "Не обычная сказка, а симфоническая!"

Сказки бывают обычными бабушкиными, а бывают сказки симфонические. Сегодня слушаем сказку Сергея Прокофьева "Петя и волк". Знакомимся с симфоническим оркестром, с сюжетом симфонической сказки "Петя и волк", слушаем музыкальную сказку без слов, узнаем голоса разных инструментов (голоса героев). Оставайтесь с нами и в занятии №032 мы будем слушать "Сказки старой бабушки" Сергея Прокофьева (это будет нежное трогательное и очень волшебное музыкальное занятие с детьми).

Вы представляете, сказки бывают обычными, которые рассказывает мама или бабушка перед сном, а бывают сказки симфонические! Симфоническая сказка!

"Петя и волк" — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1935 году.

А что такое симфоническая сказка? Тут нет голосов героев, тут есть только музыка. Разные музыкальные инструменты изображают разных героев сказок! Вы удивлены? Послушаем?

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомиться с симфонической сказкой, узнать что голоса разных героев могут изображать разные музыкальные инструменты.

"Петя и волк" - музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:

  • Петя ― смычковые инструменты (преимущественно скрипки), бодрая мелодия в духе марша;
  • Птичка ― флейта в высоком регистре, виртуозные пассажи;
  • Утка ― гобой, "крякающая" мелодия в нижнем регистре;
  • Кошка ― кларнет, грация и мягкие шаги кошки;
  • Дедушка ― фагот, ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
  • Волк ― три валторны, злобный и сердитый
  • Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финал)

Ход нашего музыкального детского занятия:

  1. Расскажите, что такое симфоническая сказка. Чем она отличается от обычной сказки. Покажите иллюстрации оркестра, расскажите что такое симфонический оркестр. Где его слушают. Какие музыкальные инструменты бывают в оркестре. Кто управляет оркестром (дирижер).
  2. Расскажите о симфонической сказке Сергея Прокофьева "Петя и волк". Прочитайте сюжет сказки. Обсудите сюжет, чтобы деткам было понятно происходящее дальше.
  3. Устраивайтесь удобнее на подушках, начинаем слушать сказку. Мы слушали сказку "Петя и волк" с комментариями Наталии Сац. Прослушали всю сказку (чуть более 20 минут). Тут смотрите по усидчивости именно ваших детей, можно разбить прослушивание на несколько дней.
  4. Теперь слушаем кусочки симфонической сказки без комментариев чтеца, просто одну музыку. И берем краски и кисточки, начинаем рисовать музыку. Рисуем пока деткам не надоесть, мы прослушали 10 минут сказки Прокофьева. Обсуждаем нарисованное.

СЮЖЕТ СИМФОНИЧЕСКОЙ СКАЗКИ "ПЕТЯ И ВОЛК"

Рано утром Петя открыл калитку и вышел на лужайку. Петя мальчик смелый и добрый. Ходит он вприпрыжку и очень резво. Мелодия Пети беззаботная, очень легкая, приветливая. Петю изображают струнные инструменты. (Слушаем 01)

На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка и напевала "Всё вокруг спокойно". Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. (Слушаем 02)

Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке.  Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ? Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.

Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: "Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю". И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней.

"Берегись!" – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку.

Вышел дедушка. Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.

И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный волк. Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники. Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры. Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.

Произведение завершается всеобщим шествием. В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ? дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Так музыкальным языком рассказал нам симфоническую сказку Сергей Прокофьев.

 

Вы можете скачать иллюстрации к музыкальному занятию "Под дубом" и саму симфоническую сказку Сергея Прокофьева "Петя и волк". Творческих успехов вашим деткам! СКАЧАТЬ ЗАНЯТИЕ "ПЕТЯ И ВОЛК"

    Задать вопрос / сделать заказ
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных